Содержание
Психосексуальное развитие (англ. psychosexual development ) — процесс формирования полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций [1] .
В психоанализе, разработанном Зигмундом Фрейдом, психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Опыт человека на каждом этапе оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретённых в соответствующей фазе.
Фазы — этапы на пути развития, результаты прохождения которых являются предпосылками к формированию характера. В случае сильных потрясений могут вызывать неврозы. Названия фаз определяют основную телесную (эрогенную) зону, в которой концентрируется энергия либидо и с которой связано ощущение удовольствия в данном возрасте.
Содержание
Фазы [ править | править код ]
Оральная фаза [ править | править код ]
От момента рождения до 1,5 лет — первый этап детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения основной органической потребности, что выражается в процессах сосания, кусания и глотания. Характеризуется катекцией (сосредоточением) большей части энергии либидо в области рта.
В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностью к вытеснению и сложной трансформации. Рот же является первой областью организма, которой ребёнок может управлять.
Первым объектом орального компонента является материнская грудь, удовлетворяющая потребность младенца в пище. В акте сосания эротический компонент становится самостоятельным и заменяется органом собственного тела. Последующее развитие имеет две цели: отказ от аутоэротизма и объединение объектов отдельных влечений. [2]
Во время кормления, ребёнка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Эти ритуалы помогают уменьшить напряжение и могут ассоциироваться ребёнком с процессом кормления (удовольствия). Формируются установки относительно окружающего мира: доверие — недоверие, зависимость — независимость, чувство опоры или фатального отсутствия помощи извне. Формируются навыки любви.
В первые 6 месяцев чрезмерная или недостаточная стимуляция может привести к дальнейшей пассивности человека и впоследствии проявиться в адаптационных способах, связанных с демонстрацией беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и в поиске постоянного одобрения.
Во второй половине фазы акцент смещается на действие кусания и жевания. В зависимости от прохождения может выражаться в любви к спорам, циничности и пессимизму. Область рта, по мнению Фрейда, остаётся важной эрогенной зоной на протяжении жизни человека и выражается остаточным оральным поведением — обжорством, курением, грызением ногтей. Человек с оральным типом характера (оральной фиксацией) обычно неспособен копить деньги, инфантилен и аморфен, это "содержанки" и "маменькины сынки".
Анальная фаза [ править | править код ]
(1,5 — 3,5 года) — второй этап детской сексуальности, на которой ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Формируется Эго как инструмент реализации потребностей Ид.
Способ приучения к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребёнка.
В случае неадекватных либо завышенных требований родителей формируются реакции протеста — «удерживание» (запоры) или «выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Эти реакции в последующем трансформируются в формы характера: анально-удерживающий (упрямый, скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).
Фаллическая фаза [ править | править код ]
(3.5 — 6 лет) — третий этап детской сексуальности, на которой ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы. Возникает интерес к отношениям полов, появлению детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. Формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности, отвечающая за соблюдение полученных норм поведения и следования образу правильного поведения.
Повышение интереса к гениталиям может выражается в начале мастурбации именно в этом возрасте. Главный символ этого периода — мужской половой орган, фаллос, основная задача — половая самоидентификация.
У мальчика начинает проявляться Эдипов комплекс — желание обладать своей матерью. Препятствием желанию является более сильный мужчина — его отец. Вступая в бессознательное соперничество с отцом, мальчик испытывает страх кастрации как результата проигрыша борьбы. В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются, и мальчик подавляет свои сексуальные желания к матери. Одновременно начинается идентификация себя с отцом: подражание интонациям, высказываниям*, перенимание привычек, установок и норм поведения.
Люди с фаллическим типом характера (фаллической фиксацией) обычно ведут себя вызывающе, ярко, буквально "втыкают" себя в реальность. Такая хара́ктерная ориентация может граничить с истерической психопатией из-за схожести в поведении.
У девочки проявляется любовь к отцу — комплекс Электры.
Латентная фаза [ править | править код ]
(6 — 12 лет) — четвёртый этап детской сексуальности, характеризующийся снижением полового интереса. Психическая инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на несексуальные цели: учёбу, освоение культурного опыта, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
Генитальная фаза [ править | править код ]
(12 лет) — пятый этап, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных побуждений. На данном этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Становится важным поиск своего места в обществе, выбор полового партнёра. Происходит освобождение от авторитета родителей и от привязанности к ним.
Критика психоанализа [ править | править код ]
Психоанализ З. Фрейда, включающий и концепцию психосексуального развития, дал самый значимый импульс развитию сексологии за всю её историю. Однако современные достижения науки не позволяют рассматривать его положения, как универсальные [ неавторитетный источник? ] .
Генитальный характер [ править | править код ]
Генитальный характер — это совокупность черт человека, определяющих его мышление, поведение, образ действий, связанных с сексуальной жизнью. На уровне зрелой личности — это способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелой личности присущи активность в решении жизненных проблем и умение трудиться, откладывать удовлетворение на потом, ответственность в сексуальных и социальных отношениях, забота о других людях.
Вильгельм Райх противопоставлял понятие генитальный характер характеру невротическому. В первом случае индивид может управлять сексуальной энергией и нормами морали сообразно ситуации. При невротическом характере гармония нарушается и происходит застой либидо из-за ограничений рамок морали Супер-Эго. Образуется такой панцирь, который стесняет, контролирует каждое действие и функционирует автоматически, не сообразуясь с внешней ситуацией. При генитальном характере тоже образуется панцирь, но мышление и действия предопределяются самим человеком.
В наше время ситуация выглядит по иному. Сейчас половой акт может спокойно проходить без всяческих оральных ласк, однако мужчина совсем не будет против, если его партнерша преподнесет такой «сюрприз». А чем же довольствуются дамы в такой ситуации? Большинство думает, что только удовлетворением от доставленного любимому блаженства. Отнюдь! Польза орального секса для женщин огромна и, к тому же, давно доказана. В чем же она заключается?
Польза минета для психического и физиологического здоровья женщины
- Оральный секс способен возбудить женщину не в меньшей мере, чем мужчину, а в некоторых случаях даже довести до оргазма. При этом роль самого партнера совсем незначительна, ведь мужчине даже не приходится совершать каких-либо телодвижений. Стимулируя эрогенные зоны, мастурбируя, касаясь сосками бедер любимого, женщина способна сама себе обеспечить полноценное удовольствие. Даже если барышня не достигнет пика, то хорошо подготовится к нему однозначно.
- Минет – превосходный антидепрессант. Сжимая достоинство своего партнера губами, женщина, сама того не подозревая, активизирует свои нервные окончания, в результате чего организм начинает усиленно вырабатывать окситоцин – гормон счастья, который благотворно действует на нервную систему. По мнению сексологов, женщины, которые регулярно делают минет, более устойчивы к стрессовым ситуациям.
- А вот здесь пора удивляться – минет помогает забеременеть. Причина кроется в дозе ДНК, которую женщина получает со спермой партнера, именно она способствует укреплению зародыша в матке. Часто происходят случаи, когда после оплодотворения организм женщины отторгает плод, не распознав белки партнера. Постоянный контакт со спермой помогает наладить механизм распознавания белков, и тогда организм подстраивается под ее состав и не отторгает плод. Результат этого – зачатие и успешное развитие зародыша. Стоит упомянуть еще один немаловажный факт. Беременность мамочек, которые до оплодотворения активно практиковали оральный секс, протекает с меньшим количеством осложнений, чем у женщин, которые им не занимались. Поэтому перед беременностью сексологи рекомендуют женщинам глотать сперму партнера в течение трех недель.
Чем полезна сперма для женщины?
Сперма мужчины содержит уникальный набор витаминов, гормонов и микроэлементов. Мужские гормоны стимулируют обмен веществ в организме, вызывая выработку женских гормонов. От этого девушки становятся привлекательными, свежими, их кожа приобретает упругость. Именно поэтому сексологи рекомендуют заниматься сексом без презерватива. Стенки влагалища всасывают полезные вещества, которые улучшают общее физиологическое и психическое состояние женщины.
Не удивляйтесь, но сперма полезна и при наружном применении. Она часто входит в состав эффективных косметических средств, омолаживающих кожу. Женщины, практикующий оральный секс, могут не переплачивать за такое удовольствие. После того, как партнер достиг оргазма, можно нанести сперму на грудь, шею и лицо, подождать 15 минут, а затем смыть теплой водой. Морщинки разгладятся, а кожа приобретет упругость и гладкость. Помимо этого сперма способствует укреплению десен и восстановлению зубной эмали, так как в ее состав входят кальций и цинк.
Некоторые считают, что занятие оральным сексом может соперничать даже с тренировками в спортзале. Женщина, которая в течение получаса доставляет любимому удовольствие, и при этом достигает оргазма сама, сжигает огромное количество калорий.
Кстати говоря, кунилингус оказывает положительное влияние на мужской организм ничуть не меньше, чем минет. В то время, как девушка получает удовольствие, мужчине, помимо того же удовольствия, достается еще и масса полезных веществ, которые улучшают процесс кровообращения и укрепляют иммунитет. Помимо этого, у мужчины повышается эрекция и замедляется процесс старения организма. Женские феромоны, обильно выделяющиеся при таких ласках, обладают омолаживающими свойствами.
Психологи считают, что если супружеские пары практикуют оральный секс, то ссор в семье возникает меньше, даже наоборот, партнеры как можно больше времени стремятся проводить вместе. В какой-то мере такое разнообразие в сексе помогает укрепить брак. Некоторым женщинам стоит задуматься над тем, что если они отказываются заняться оральным сексом со своим мужчиной, то рано или поздно он захочет, чтобы минет ему сделала другая дама. И очень часто бывает, что его мечты воплощаются в реальность.
Сексологи утверждают, что любой половой акт должен начинаться оральными ласками. При этом совсем не обязательно доводить партнера до оргазма. Достаточно в течении нескольких минут «размять» партнера, тем самым подготовив его к основному «действу». В то же время женщина сама возбудится и расслабится. Еще один значительный плюс предварительного минета – дезинфекция и смазка члена слюной, что обеспечит легкий вход во влагалище женщины.
Очевидно, что польза орального секса бесспорна. Не игнорируйте этот факт, лучше просто совмещайте приятное с полезным!
В современной психологии существует множество подходов к рассмотрению этапов становления личности. Цель всех этих теорий: определить, какие же моменты в развитии ребенка станут предопределять его поведение, интересы, жизненные мотивы во взрослой жизни. Подход, который рассматриваю сегодня я, называется психоаналитическим. Почему именно он? Дело в том, что психоанализ является своего рода ’колыбелью’ многих психологических учений. Последователями Фрейда были такие известные ученые, как Адлер, Юнг, и многие другие. Каждый из них привнес в науку что-то свое, но все они начинали свою деятельность именно с психоанализа и на сегодняшний день это одна из самых зарекомендовавших себя и проверенных теорий.
Начнем с того, что наше поведение в значительной степени не осознается нами. По большей части это тот опыт, который мы получили в раннем детстве или даже младенчестве, реагируя на какие-то раздражители или стрессовые ситуации. Этот опыт был включен в систему наших ответных реакций и мы продолжаем пользоваться им всю свою жизнь. И если учитывать, что первый опыт имеет наиболее сильную эмоциональную окраску, становится понятно, почему именно это чувство продолжает руководить нами в критические моменты нашей жизни.
Каким образом происходит закладка таких типов реагирования? Фрейд выделил 5 стадий психосексуального развития личности.
- Оральная (0 – 18 мес.)
- Анальная (18 мес. – 3 года)
- Фаллическая (3 года – 6 лет)
- Латентная (6 – 12 лет)
- Генитальная (период полового созревания)
Сегодня мы поговорим об оральной стадии психосексуального развития.
В этот период (с рождения до полутора лет) выживание младенца всецело зависит от того, кто о нем заботится, а область рта наиболее тесно связана с удовлетворением биологических потребностей и приятными ощущениями. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение орально – зависимого периода, состоит в закладке основных установок: зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Изначально ребенок не в состоянии отличить собственное тело от материнской груди и это дает ему возможность чувствовать нежность и любовь по отношению к самому себе. Но со временем грудь будет замещена частью собственного тела: ребенок будет сосать свой палец или язык, чтобы уменьшить напряжение, вызванное недостатком материнской заботы. Поэтому так важно не прерывать кормление грудью, если мама в состоянии кормить его сама. Фиксация поведения на этой стадии может произойти по двум причинам:
- Фрустрация или блокирование потребностей ребенка.
- Сверхзаботливость – ребенку предоставляется много возможностей самому управлять своими внутренними функциями.
В результате этого у ребенка формируется чувство зависимости и некомпетентности. Впоследствии, в зрелые годы, фиксация на этой стадии может выразиться в виде ’остаточного’ поведения. Взрослый человек в ситуации сильного стресса может регрессировать и это будет сопровождаться слезами, сосанием пальца, желанием выпить. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью и это лишает ребенка соответствующего удовольствия. Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получил чрезмерную или недостаточную стимуляцию во младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности.
Основными его чертами является: ожидает от окружающего мира ’материнского’ отношения к себе, постоянно требует одобрения, чрезмерно зависим и доверчив, испытывает потребность в поддержке и принятии, жизненная пассивность. В течении второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-агрессивной стадии выражается у взрослых в таких чертах, как любовь к спорам, пессимизм, сарказм, циничное отношение ко всему окружающему. Людям с этим типом характера свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.
В следующий раз мы продолжим рассмотрение психосексуальных стадий, предложенных З.Фрейдом, и перейдем к анальной стадии.
Автор этой статьи практикующий психолог Андреева Татьяна.